Контр-аварийная подготовка

Контр-аварийная подготовка

Postby mukhin » Thu Sep 11, 2014 11:21 am

Для тех, кто не проходил у меня учебный курс и не был на моих инструкторских семинарах, начну описывать упражнения своего курса.
Речь идет о курсе "дайвер одна звезда". Такие же упражнения любой желающий может получить в рамках занятий "Контр-аварийная подготовка, базовый курс".

Все упражнения делаются после брифинга, на котором подробно описывается каждое упражнение.
На брифинге так же подробно описывается механизм баротравмы при всплытии без выдоха и дается указание не предпринимать самостоятельного всплытия за исключением завершающего упражнения с закрытием вентиля.
Непосредственно перед упражнением студенту сообщается знаками: "Смотри - я -тебе - закрою вентиль - Ок?"
Кроме того, знаками напоминается о особенностях каждого упражнения и последовательности действий.
Первое и второе упражнение инструктор сначала демонстрирует студенту. Все остальные упражнения выполняются по аналогии.
Все упражнения, кроме последнего выполняются с использованием дополнительного баллона с регулятором, который свободно лежит на дне. Упражнения выполняются после предварительного обучения технике статической задержки дыхания.
Во время выполнения упражнения инструктор находится в непосредственной близости от студента (в том числе и плывет рядом) и делится газом по первому требованию студента.

Упражнение-1.
- Студент сидит на коленях на дне.
- Инструктор предупреждает студента об начале упражнения, получает согласие студента и закрывает вентиль студента.
- Студент продолжает дышать из аппарата до момента окончания газа.
- Обнаружив, что дальнейшее дыхание из аппарата не возможно, студент смотрит на манометр, убеждаясь, что давление равно нулю.
- Студент берет вторую ступень дополнительного баллона и включается в неё.
- Студент открывает вентиль своего баллона.
- Студент переключается на свою вторую ступень. Упражнение закончено.

Теперь рассмотрим, почему это упражнение выполняется именно таким образом и какую пользу оно приносит.

1. Упражнение дает опыт ощущений при окончании газа.

Упражнение отрабатывает навыки:
2. Контроль манометра в момент прекращения подачи газа. В реальном погружении полезным навыком при прекращении подачи является проверка манометра на случай если прекращение подачи связано с неисправностью второй ступени и есть возможность взять свой же октопус.
3. Переключения с одной второй ступени на другую.
4. Открытия своего вентиля. Этот навык является чрезвычайно важным для безопасности дайвера - в случае попадания в воду с закрытым вентилем дайвер может самостоятельно открыть подачу газа.

Навык открытия вентиля так же косвенно работает для улучшения навыка сборки снаряжения - во время сборки снаряжения инструктор говорит студенту о необходимости располагать вентиль баллона так, что бы до него можно было дотянутся.
Практическая отработка навыка открытия вентиля позволяет лучше понять, где именно должен находится вентиль, чтобы до него было удобно дотянутся.
mukhin
Site Admin
 
Posts: 27
Joined: Tue Jul 29, 2014 8:14 pm

Re: Контр-аварийная подготовка

Postby mukhin » Thu Sep 11, 2014 11:22 am

Упражнение-2 является повторением упражнения-1 с тем дополнением, что дополнительный баллон находится на расстоянии от студента. Занятия проводятся в прыжковой ванне бассейнового комплекса РГУФК, которая имеет размеры 25х33 метра, баллон лежит по по продольной оси бассейна, а студент стартует от стенки, соответственно до баллона ему надо преодолеть 12 метров.
Напоминаю, что все время пока студент плывёт на задержке дыхания, инструктор плывет рядом готовый мгновенно поделиться газом по первому требованию.

Поскольку элементы упражнения-2 повторяют упражнение-1, то упражнение-2 служить для закрепления полученного навыка и опыта упражнения-1.
Кроме этого:
1. Получается опыт преодоления дистанции на задержке дыхания. Дополнительный баллон в этой серии упражнений играет роль бади (если кто случайно не понял). Отработка взаимодействия с реальным напарником будет производиться на последующих занятиях, а пока идет получения опыта преодоления дистанции до напарника. Важной составляющей полученного опыта является получения опыта о плавучести дайвера, плывущего в акваланге на задержке дыхания при прекращении подачи газа.

2. Отрабатывается навык выбора оптимальной скорости движения. Как известно, сопротивление движению, а следовательно и метаболический расход кислорода дайвером, в вязкой среде является функцией квадрата скорости. Плывя быстрее не всегда можно проплыть большее расстояние, чем плывя с умеренной скоростью экономя силы.

3. Отработка навыка спокойной выработки плана действий в аварийной ситуации и его реализации. Мы все помним правило 3Д: "дыши, думай, действуй".
В случае когда, дышать нечем, это правило становится еще более актуальным - перед тем, как предпринять какие-то действия в аварийной ситуации, дайвер должен мысленно составить план этих действий и убедиться, что они безопасны для него.
В данном упражнении дайвер должен найти глазами дополнительный баллон и поплыть к нему по прямой.
mukhin
Site Admin
 
Posts: 27
Joined: Tue Jul 29, 2014 8:14 pm

Re: Контр-аварийная подготовка

Postby mukhin » Thu Sep 11, 2014 11:22 am

Упражнения-3,4,5,6 Как раз и представляют собой те самые "внезапные" перекрытия вентиля, о которых студент предупрежден, но точный момент в который вентиль будет перекрыт он не знает.

Все эти упражнения выполняются по единой схеме. Дополнительный баллон лежит на середине бассейна, а студент плавает по кругу вокруг него. В зависимости от выявленного уровня физического развития студента, радиус круга может быть от 12 до 2 метров.
Инструктор плавает чуть выше, вне поля зрения студента и в выбранный им момент времени перекрывает вентиль студента.

Студент обнаружив отсутствие подачи газа:
- останавливается,
- проверяет манометр,
- находит глазами дополнительный баллон,
- плывет к баллону.

Тут начинаются некоторые различия между упражнениями, которые обеспечивают их постепенное увеличение сложности.

Упражнение-3 самое простое. Студент просто доплывает до баллона и так же как в упражнение-2 включается в него, а затем открывает свой вентиль и переключается на свой регулятор.

Упражнение-4 отличается от упражнения-3 тем, что вентиль дополнительного баллона закрывается перед началом упражнения. Я это делается так, что бы гарантированно обратить внимание студента на этот факт. Студент должен подплыть к дополнительному баллону, открыть его вентиль и только после этого сможет дышать из него.

Упражнение-5 отличается от упражнения-4 тем, что перед тем, как получить доступ к дополнительному баллону студент должен три раза сыграть с инструктором в "камень-ножницы-бумага".

Дополнительные манипуляции с вентилем дополнительного баллона и с игрой дают студенту опыт осмысленного выполнения плана в условиях аварийной ситуации.

Упражнение-6 отличается от упражнения-4 тем, что непосредственно около баллона, в момент, когда студент уже протянул руку к регулятору/вентилю инструктор оттягивает маску от лица студента заливая её водой. Студент на ощупь открывает вентиль и включается в регулятор, после чего прочищает маску, открывает свой вентиль и переключается на свой регулятор.

Это упражнение дает студенту опыт действий в аварийной ситуации с двумя усложняющими факторами.
mukhin
Site Admin
 
Posts: 27
Joined: Tue Jul 29, 2014 8:14 pm

Re: Контр-аварийная подготовка

Postby mukhin » Fri Sep 12, 2014 10:41 am

Теперь опишем упражнение-7. Студенты называют его "догонялки" - как не странно, именно это упражнение производит на них самое сильное впечатление из всего курса.

Упражнение-7 завершает серию упражнений по закрытию вентиля, которые делаются в рамках одного занятия.
Сразу после того, как студент выполнит упражнение-6, инструктор показывает студенту сигнал: "Смотри! Я закрываю твой вентиль" и начинает закрывать баллон студента.
Студент переключается на дополнительный баллон и начинает открывать свой вентиль. В это время инструктор начинает демонстративно закрывать вентиль дополнительного баллона из которого дышит студент.
В ходе упражнения студент многократно (несколько десятков раз) переключается с баллона на баллон, при этом баллон на который он переключился начинает закрываться.

Упражнение дает опыт работы в условиях длительного повышенного содержания углекислого газа в крови.
Кроме того, окончательно оттачивается навык работы с вентилем.

Далее на этом занятии следует еще серия упражнений не связанных с перекрытием вентиля.
mukhin
Site Admin
 
Posts: 27
Joined: Tue Jul 29, 2014 8:14 pm

Re: Контр-аварийная подготовка

Postby mukhin » Fri Sep 12, 2014 10:42 am

Теперь обсудим, что происходит после упражнения упражнение-7.

На том же занятии, что и упражнения-1,2,3,4,5,6,7 следует еще серия упражнений на тренировку задержки дыхания.
Мы их обсуждать не будем, поскольку они не связаны с перекрытием вентиля.

Упражнения-1,2,3,4,5,6,7 закладывают хорошую базу для успешного проведения упражнений связанных с передачей газа между напарниками и отработки вариантов аварийного всплытия.

По желанию студента отработка упражнений передачи газа и аварийного всплытия производится либо с перекрытием в вентиля либо без перекрытия.
Исключением является финальное подводное упражнение курса - аварийное всплытие со сбросом грузовой системы.
Это упражнение выполняется со перекрытием вентиля и является так же и финальным упражнением с таким перекрытием.
mukhin
Site Admin
 
Posts: 27
Joined: Tue Jul 29, 2014 8:14 pm


Return to OWD или одна звезда

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest

cron